Одним из наиболее интересных аспектов видения мира, по дону Хуану, является дуалистическая концепция реальности, находящая свое выражение в терминах «тональ» и «нагваль».
Наиболее подробное разъяснение сути тоналя и нагваля Кастанеда приводит в своей книге «Сказки о силе». В ней он открывает нам два аспекта тоналя: это и пространство, в котором обычный человек существует на про¬тяжении жизни, и организующее начало, дающее смысл и значение всему, имеющему отношение к осознанию. Тональ включает в себя все, чем является человек, все, о чем он думает и что делает, все, о чем мы вообще мо¬жем думать и говорить. Рассудок, мышление и обычное описание реальности — вот твердыни тоналя, они включают весь спектр известного. Для обычного человека су¬ществует только известное, и потому сознательный опыт ограничен для него пределами тоналя — приобретение этого опыта начинается с момента рождения и заканчи¬вается со смертью.
Соответственно, нагваль можно определить как все, остающееся за пределами тоналя. Это то, о чем невоз¬можно помыслить. Кастанеда описывает тональ как остров, на котором проходит вся повседневная жизнь. Никто не знает о том, что лежит за пределами острова. Нагваль в этом случае будет окружающим остров пространством невообразимых тайн.
Итак, тональ и нагваль являются истинными проти¬воположностями в мире, хотя по сути своей они едины. Тональ — это то, что называют порядком, космосом, сансарой, миром дольним. Нагваль — отсутствие порядка, хаос, нирвана, мир горний, царство Божие. Тональ и нагваль находятся во всем или все является ими.
Все во вселенной, начиная с атома и кончая галакти¬кой, имеет свое особое устройство. Все вещи в мире под¬чинены определенным принципам и действуют по неиз¬менным законам. Эта мировая гармония называется тоналем. Тональ — это космический разум, но в то же время этот сложный космос покоится на лоне великого океана изначальной пустоты, обители стихийных сил, не имеющих ни порядка, ни принципов, ни законов. Эта великая неопределенность, дающая начало всему, назы-вается нагвалем. Вместе с тем, что вся вселенная пред¬ставляет собой великий тональ, у каждой отдельной ве¬щи существует свой порядок, свой тональ. Тонали раз¬ных вещей, хотя могут быть похожими, в то же время имеют индивидуальные различия. Каждая эпоха также имеет свой тональ, называемый тоналем времени. Пери¬од динозавров имел свой порядок, наш период — свой. Средние века имели свою социальную организацию, а 20 век — свою. Тональ — это время, нагваль — вечность. Нагваль и тональ чередуются друг с другом. Тональ — жизнь, сознание, нагваль — разрушение и смерть. Из нагваля выходит тональ. Периоды тоналя — порядка и жизни — сменяются периодами хаоса и разрушения. Из небытия — нагваля — появляется бытие — тональ, чтобы вновь быть сметенным стихийными силами. Одни виды порядка сменяются другими. Так же как цивилиза¬ция майя была уничтожена после прихода другой цивилизации, чьим олицетворением явились конкистадоры, один вид порядка тоналя является губительным и разру¬шительным для другого вида. Это же мы можем наблю¬дать в мире политики: порядок социалистический боролся с порядком капиталистическим, но тональ капитализма оказался более сильным и безупречным. Так, одни виды животных, растений и насекомых уничтожают другие и паразитируют на них. Один вид тоналя для другого яв¬ляется нагвалем. Когда рождается любое живое сущест¬во (в том числе человек), то оно в силу своих формы, ви¬да и т.п. является тоналем, но внутри оно нагваль.
Постепенно в процессе жизни в нем формируются привычки, навыки, вырабатываются рефлексы и шабло¬ны тоналя той среды, в которой находится данное суще¬ство. У человека формируется личность. Физиологичес¬ки личность связана с левым полушарием мозга, а сущ¬ность с правым. В начале жизни оба полушария мозга человека имеют правосторонние функции. После разде¬ления функций полушарий мозга в человеке разгорается борьба чувства и ума, нагваля и тоналя, дьявола и анге¬ла-хранителя. Часто этот хранитель превращается в охранника — деспота, подавляющего все, не соответствую¬щее его представлениям о морали. Правое полушарие мозга связано с левой стороной тела: левым глазом, ухом, ноздрей и т.д., которые считаются магическими, воспринимающими мир нагваля. Левое полушарие мозга связано с правой стороной тела — стороной тоналя. Это разделение известно во многих мифологических, религи¬озных системах.
Йоги считают, что с левой стороной тела связан лун¬ный канал Ида, а с правой — солнечный Пудгала. Правый отвечает за сенсорное восприятие, за моторное действие — левый. Ида и Пудгала связаны с левым и правым стволами волокон спинного мозга (то, что так манит и пугает, — это великая магия противоположностей и обыденности).
Нагваль человека отвечает за интуицию, магичес¬кие способности, чувства, сновидение, волю. Тональ содержит в себе карту мира, т.е. перечень всего извест¬ного, вещей, понятий и т.д., которые имеют свое словесное обозначение. С детства эта карта растет, обретая но¬вые понятия и навыки, но со временем, когда ум челове¬ка закрепощается в догматизме, она становится неспо¬собной более расти и гармонично охватывать новые яв¬ления мира. Однако как бы широко ум ни был способен охватить порядок мира, как бы много ни принимал точек зрения, он не способен постичь нагваль, лежащий за пределами тоналя. Гибкий тональ способен выстоять под ударами нового и неизвестного. Состояние тоналя чело¬века зависит от привычек, из которых складываются его характер, образ жизни. Дурные привычки, ослабляющие человека, ослабляют тональ. Здоровый образ жизни и безупречность укрепляют тональ, делая его способным встретить нагваль.
Маги с самого начала ученичества укрепляют то¬наль, готовя его к встрече с неведомым. Без этого тональ будет смертен, и человека постигнет безумие. Чтобы со¬прикосновение с нагвалем не было смертельным, человек должен иметь гармонично сформированную личность, прослойку между миром и индивидуальностью человека. Личность — это сумма привычек, навыков, средств обще¬ния, помогающая жить в мире и обществе. Если вы пере¬езжаете в другую страну, то ваша личность не может гар¬монично существовать там, пока вы не выучите язык, ма¬неры и обычаи того народа. Если вы жили в городе, а затем переехали в лес, то вам нужны навыки жизни в ле¬су. Ваша индивидуальность остается той же, но личность меняется в разной среде обитания, позволяя вам приспо¬сабливаться к ней.
Пример хороших тоналей могут дать все герои книг и кинофильмов про американских индейцев: Чингачгук, Оцеола, Биннету. Но тональ этих людей не соответствует нашей эпохе, так же как тональ Маугли не смог существо¬вать среди людей, не обретя необходимых навыков тоналя их среды. Примером хорошего тоналя нашего времени мо¬жет служить личность Брюса Ли. Из этого не следует, что для создания хорошего тоналя вы должны стремиться стать кинозвездой или героем, вовсе нет. Просто это яркие примеры таких тоналей.
Тональ мага должен быть намного безупречнее то¬налей названных людей. Только тот человек, который становится учеником мага, имеет правильный и безу¬пречный тональ. Тот, кто совершенствует тональ, — учитель, человек, показывающий ученику нагваль, — бенефактор.
Нагваль оказывает подавляющее воздействие на то¬наль, ибо нагваль разрушает тональ. Не могут хаос и по¬рядок существовать мирно. Стихийные силы хаоса разру¬шают порядок, но безупречный тональ способен выдер¬жать большое давление силы.
Тональ человека делается слабым вследствие индульгирования, т. е. привычки думать о себе как о сла¬бом, неудачливом и глупом, оправдывать свои слабости. Такие самовнушения, опасения и страхи более всего подрывают тональ, приводя к появлению других вред¬ных привычек.
Тональ имеет две стороны. Первая, внешняя — ба¬хрома, поверхность острова, она связана с действием, со¬вершением внешних поступков. Это беспорядочная сторо¬на — механический двигательный центр.
Вторая часть связана с умом, суждением и решением. Это внутренний тональ, более нежный и более сложный. Часто между умом и действием у человека возникает раз¬лад. Человек не способен сдерживать свои проявления или осуществить свои замыслы. Соответствие слова делу определяет гармонию между двумя частями тоналя. Хо¬роший тональ гармоничен. Нагваль — это наша индивиду-альность. Он несет ответственность за творчество (ибо то¬наль — это только шаблоны и стереотипы заученных дей¬ствий), за силу и парапсихологические способности. Нагваль может творить невероятное; био-энергию, тонкое тело, дух человека, его волю.
Когда нагваль выходит наружу, тональ сжимается. На¬пример, в момент ясновидения... вспышки интуиции, внут¬ренний диалог — атрибут тоналя затихает. В момент сильных эмоциональных переживаний логический ум то¬наля отступает на задний план. При встрече с неведомым тональ отступает.
В момент смертельной опасности нагваль может выйти наружу и защищать тональ. Любое действие магии осуще¬ствляется за счет нагваля. Чтобы нагваль мог выйти нару¬жу, тональ нужно научиться сжимать. Чем более силь¬ным, свободным, раскованным и естественным становится тональ, тем легче его сжать. У мага нагваль появляется с помощью усилия его тоналя. Может ли маг проявить то¬наль, зависит от количества личной силы мага, а она в свою очередь определяется его безупречностью.
Обычный человеческий тональ — разум находится в беспорядке. Требуется большая работа над собой, что¬бы очистить, привести в порядок свой тональ. Быть со¬вершенным тоналем значит осознавать все, что происхо¬дит на острове тоналя. Многие люди живут неосознанно, будто во сне, грезят, мечтают автоматически, осуждают, спорят, едят, смотрят телевизор и т. д. Когда человек бдителен, внимателен к своим мыслям, чувствам, внут¬реннему диалогу, своему состоянию, это состояние будет сознательным. У человека есть центр сознания свидете¬ля, взирающего на тело, ум, чувства. Если у человека по¬является такой центр, то его тональ становится совер¬шенным. Средний тональ человека должен характеризо¬ваться единством, т.е. порядок и самоконтроль должны охватывать все существо.
Маг же должен разорвать сформировавшееся единство, чтобы тональ и нагваль воспринимались по отдельности. Восприятие тоналя ограничено миром тоналя и человек не может воспринимать нагваль. Для цивилизованного человека нагвалем может быть природа, ландшафт, туман и т.д., ибо он может легко отличить вещи промышленного производства, но не отличит одного камня от другого. Для дикаря — наоборот, он отличит веточки и листья от других веточек и листьев, но не отличит пылесос от магнитофона. Чтобы воспринимать нагваль, нужно уйти от обычного вос¬приятия тоналя. Так же, чтобы видеть сон, нужно уснуть и отключиться от физического мира. Расщепить восприя¬тие человека не просто. Это могут сделать только два бе¬зупречных мага — учитель и бенефактор. Если они, рас-щепив восприятие человека, не сумеют собрать его, то человек умрет. Это расщепление осуществляется путем раз¬деления восприятия правого и левого полушарий мозга. Способом такого расщепления может быть шептание в оба уха. Учитель шепчет в правое ухо, бенефактор — в левое. Такое же действие способен оказать взгляд, направленный в правый глаз человека с одновременной посылкой луча энергии в него. То есть воздействие волей может остано¬вить внутренний диалог и вызвать нагваль наружу, притя¬гивая его своей волей. Цель и задача мага — вступить в мир нагваля. Тоналю дают осознать, что он вступил в мир магов, но тональ не знает, что решение находится в мире нагваля и определяется сверхличными силами. Од¬нако нужно войти в нагваль, не покалечив тональ, иначе человек может умереть.
Таинственная сила, таящаяся в женщине, — дар нагваля. Женщина более совершенна в постижении нагваля, да и нагваль женского рода, а тональ — мужского. Вхож¬дение в нагваль в Индии известно как самадхи, но впечат¬ления от этого выхода не всегда легко перенести в тональ. Для этого маг должен уметь по своей воле свободно вхо¬дить в невиданные области и выходить из них.