Голос сновидения может вновь открыть вечную и простую истину - что существует практически только один единственный идол, которому поклоняется человек. Именно его интересы и озабоченности готов отстаивать каждый, стоит лишь слегка прикоснуться к этому легкоранимому образованию, это именно то, что носит название "Я". Это "Божество" владеет человеком на протяжении всей его жизни, и даже перед лицом смерти мнение его "Я" остается для него самым верным.

Возможно общество, в котором мы живем, не совсем точно соотнесено с объективными законами Мироздания. Вероятно, что оно проживает по своим, уникально обособленным правилам. Новорожденный обладает открытым сознанием и огромным потенциалом. Развиваясь в обществе, ребенок неизбежно воспринимает существующие способы взаимоотношений. При этом, он лишен сколько-нибудь объективных знаний, как о Вселенной, так и о самом себе. Отформатированное обществом сознание, зачастую подвержено кризисам, на всех этапах своего развития.

Типичные особенности индивидуального "Я" давно и хорошо известны. Это - самосожаление, всезнайство, жёсткость, скрытность, навязчивое желание перекроить все на свой манер (список можно продолжить) ... При более близком рассмотрении можно заметить, что "Я" не целостно, а множественно - это совокупность маленьких "Я", легко сменяющих друг друга, в зависимости от ситуации. Характерным признаком "Я" является его механистичность, отсутствие процесса самонаблюдения.

Найдется и тот, кто усомнится, что все это имеет к нему какое-то отношение. Однако эти сомнения легко развеять, стоит только обратить внимание на собственные сновидения, а также приложить некоторые усилия для раскрытия этой информации. "Девственная необразованность" благоприятствующая процветанию "Я", может постепенно заполниться знаниями и даже собственным опытом. Справедливости ради надо заметить, что происходит это редко или даже никогда.

Структура "Я" носит отнюдь не поверхностный характер, она глубинна. Изменение "Я" возможно только при включении в Работу тех слоев психики, которые для "Я" сновидца неосознаваемы. Необходима Работа не только с биографическим материалом, но и с информацией связанной с прошлыми жизнями. В сновидениях зачастую присутствует информация об иных воплощениях человека. Продуктивные трансперсональные переживания способны изменить самооценку, способ самоидентификации.

Тот, кто сталкивался с обманом, кражей, предательством может подтвердить, что это не самое приятное событие в этой жизни. Мудрец по имени "Я" значительно искуснее любого лжеца, он способен украсть столько, сколько не украдет ни один вор … "Я" способно вовлечь в такие игры, что любое предательство покажется детской забавой. Мы все разные, твое "Я" отличается от моего "Я", это отличие обусловлено как действием объективных законов, так и уникальностью списка маний и фобий, приобретенных самостоятельно. Изначальное родство всех нас неизмеримо значительней любой искусственной уникальности …

При всей абсурдности "Я" - это единственная психологическая площадка, на которую опирается сновидец. Это то основание, где может возникнуть Работа. Идея трансформации "Я" заключатся не в том, чтобы немедленно лишить сновидца этого своеобразного гнезда, а постепенно преобразовать его. По сути, это продвижение от ложного "Я" к более адекватному "Я", от индивидуального "Я" к Всеобщему Сознанию. Точка роста может возникнуть в "Я", но это еще не есть Работа. Возникшая заинтересованность легко гаснет в агрессивной и жесткой среде.

Обычно с возрастом, коллективно привитое "Я" личного пользования становится все менее и менее текучим, способным к изменениям. Наступает момент и «железобетонная» конструкция "Я" уже готова для очередного, запредельного путешествия - Смерти и Возрождения! Умирание и связанное с ним мытарство души, наверное, как-то соотносится с разлучением с обособленно ложным "Я", со всем тем, что не соответствует объективным законам Создателя Нашего Бесконечного.

Работа со сновидениями (как одно из проявлений Работы) способна приводить к отмиранию тех ложных частей, с которыми был отождествлен сновидец. Заборчиком огороженное "Я", как правило, жестко привязано к физическому телу, его благополучию (зачастую избыточному). Трансформация к более текучему "Я" предполагает движение в направлении слияния с телом эмоциональным. Причем, этот процесс обусловлен не несгибаемым намерением "Я хочу …", а расставанием с авторитарностью собственного "Я".