Сталкинг был эффективным методом для сдвига «точ¬ки сборки», но сам сдвиг был незначительным. Поиски но¬вых способов сдвига «точки сборки» потребовали более де¬тального ознакомления с эманациями Орла, что было смертельно опасно. Для защиты «видящих» был использо-ван новый «старый» прием — «сновидение», оказавшийся эффективнейшим способом сдвига «точки сборки». Однако в сновидении исследователь остается один на один с непо¬стижимой силой настройки.
Так же, как и «сталкинг», «сновидение» началось с простого открытия: во сне «точка сборки» совершенно естественным образом несколько смещается влево. Нару¬шение ее фиксации является результатом расслабления, и ранее не задействованные эманации начинают светить¬ся — отсюда замысловатость снов. Далее осталось научить¬ся контролировать этот сдвиг, названный искусством «сно¬видения», или искусством управления «телом сновидения». Но контроль не предполагает каких-либо попыток этим сдвигом управлять. Речь идет только о фиксации «точки сборки» в том положении, которого она достигла, естест¬венно перемещаясь во сне. То место, где «точка сборки» оказалась во время сна, называется «позицией сновиде¬ния», а искусство «сновидения» заключается в ее сохране-нии в этом месте, даже проснувшись. Это означает, что «тело сновидения» можно контролировать, формируя тем самым новое временное «тело сновидения» каждый раз, просыпаясь в новой «позиции сновидения».
В дальнейшем была создана система — «тропа вои¬на», позволившая обрести внутреннюю силу для направ¬ления сдвига «точки сборки» во сне. Этой силой явилась уравновешенность воина. Это — чувство равновесия, ощущение почти полного безразличия и легкости, а так¬же естественная и глубокая склонность к исследованию и пониманию, т. е. все, в чем заключается «безупреч¬ность воина».
Дон Хуан определил «сновидение» как «не-делание» сна. Оно дает возможность практикующим его использо¬вать ту часть жизни, которую они обычно проводят в хаосе.

В «сновидении» различается несколько состояний, яв¬ляющихся, по-видимому, общими:
* Спокойное бодрствование — предварительное состояние, когда чувства засыпают, но окружающее еще осознается. Все воспринимается как поток красноватого света.
* Динамическое бодрствование — красноватый свет рассеи¬вается, как туман, и спящий смотрит на какую-нибудь сцену, как на табло, ибо она неподвижна. Он видит трех¬мерную картину. Застывший кусочек чего-нибудь.
* Пассивное наблюдение. В этом состоянии сновидящий уже не смотрит на застывшие осколки мира, но наблюдает со¬бытие, являясь его свидетелем. Преобладание у нас зри¬тельных и слуховых ощущений превращает это состояние главным образом в дело глаз и ушей.
* В этом состоянии спящий оказывается втянутым в дейст¬вие. Здесь он уже что-то делает, предпринимает какие-то шаги и использует свое время полностью. Это — состояние динамической инициативы.

Сам акт «сновидения» начинается как совершенно осо¬бое состояние сознания, к которому приходишь, фиксируя остаток сознания, который еще имеешь во сне, на отдель¬ных чертах или элементах сна. Этот остаток сознания, ко¬торый дон Хуан называл «вторым вниманием», вводился в действие при помощи упражнения «не-делания».
Существенной помощью «сновидению» было состоя¬ние умственного покоя или «не-делания разговора с са¬мим собой» — первый момент.
Второй момент — концентрация внимания на кончике грудины, на верхней части живота. Дон Хуан говорил, что энергия, нужная для «сновидения», исходит из этой точки. Энергия, нужная для перемещения во сне, исходит из об¬ласти, расположенной на 2—5 см ниже пупка. У женщин обе эти энергии исходят из матки.
Третий момент — поза «сновидения».
Четвертый — время проведения «сновидения».
Методика достижения «тела сновидения» начинается с исходного действия, которое, будучи повторяемым с не¬преклонностью, порождает несгибаемое «намерение». Оно, в свою очередь, приводит к внутреннему безмолвию, а это последнее генерирует внутреннюю силу, необходи¬мую для сдвига «точки сборки» в нужные позиции прямо во время сна. При переходе в «тело сновидения» самое главное — это закрепление «второго внимания». Ставя задачу перемещения в «тело сновидения», дон Хуан на¬стаивал, чтобы «второе внимание» было включено еще в бодрствующем состоянии. Но «первое внимание», вни¬мание, создающее мир, никогда нельзя преодолеть полно¬стью. Оно лишь на мгновение может быть выключено или замещено «вторым вниманием» при условии, что тело уже накопило его в достаточном количестве. Искусство «сновидения» является естественным путем накопления «второго внимания».

Для тренировки «второго внимания» можно использо¬вать следующие приемы:
*   задача увидеть во сне свои руки; О   выбор места и нахождение его в сновидении;
*   выбор в этом месте каких-нибудь изменений или деталей и использование их для настойки «второго внимания»;
*   выход тела в сновидение;
*   использование в сновидении вещей повседневного мира, т. е. неизбежное проникновение сновидения в мир повсед¬невной жизни.

Накопление энергии, достигаемое использованием пе¬речисленных приемов и методик, приводит воина к порогу обретения своего единства, но только к порогу. Все еще недостающую энергию он черпает во время сновидения у неорганических существ, а главный и последний толчок ему дает Земля, являющаяся, согласно учению Кастанеды, живым существом. «Видящие» обнаружили светящийся кокон Земли, заключающий в себя эманации Орла. Этот толчок суть импульс, исходящий из сознания самой Земли в тот момент, когда эманации внутри кокона воина настра¬иваются на эманации внутри кокона Земли. «Неизвест¬ное», заключенное в эманациях Земли, в этот момент ста-новится воспринимаемым.
Высшее сознание Земли позволяет человеку перехо¬дить в параллельные большие полосы эманаций, и сила этой «настройки» заставляет обычный мир растаять