Следующее важное положение учения К. Кастанеды заключается в утверждении, что «первое внимание» воспринимает эманации блоками или пучками. Организация такого восприятия тоже является функцией «точки сборки». Примером блочного восприятия может служить человеческое тело в том виде, как мы его обычно воспринимаем. Остальные же части нашего существа — светящегося кокона — никогда не выделяются и не усиливаются. Они обречены на забвение, ибо функция «точки сборки» — заставить нас не только воспринимать определенные пучки эманации, но и игнорировать все прочие. ,
«Точка сборки» излучает свечение, которое группирует внутренние эманации в пучки, которые затем настраиваются на соответствующие им большие эманации, тоже собранные в пучки. Формирование пучков происходит даже тогда, когда «видящий» имеет дело с никогда не использовавшимися эманациями. Как только эманации выделены и усилены, вступают в действие за-коны блочного восприятия, свойственного «первому вниманию». Например, когда мы смотрим на дерево, «точка сборки» производит настройку бесчисленного количества эманаций. В результате «точка сборки» заставляет нас воспринимать блок эманаций, который мы называем де¬ревом. Но «точка сборки» не только обеспечивает наст¬ройку эманаций, но также убирает определенные эмана-ции из зоны настройки с целью получения большей чет¬кости восприятия.
Исходя из блочного восприятия эманаций, можно уточнить понятие «неизвестного». «Оно — суть эманации, которые игнорирует «первое внимание». Их — множест¬во, они составляют огромную область, в которой возможна организация блоков». А «непознаваемое» — бесконечная область, в которой «точка сборки» не в состоянии органи¬зовать блоки.
Следует вполне логичный вывод: «тайна образа мира заключается в восприятии». «Видящие» видят, что нечто, воспринимаемое органами чувств, определяется только положением «точки сборки». И если она выстраивает эма¬нации внутри кокона в положении, отличном от нормаль¬ного, человеческие органы чувств начинают воспринимать мир самым непостижимым образом.
Отметив решающую роль «точки сборки», К. Каста¬неда переходит к объяснению механизма ее смещения и фиксации. Привычный образ жизни и привычные дей¬ствия удерживают «точку сборки» в одном положении, а жестко фиксирует ее — внутренний диалог. Это означа¬ет, что прекращение диалога немедленно делает «точку сборки» подвижной.
Внутренний диалог останавливается за счет того, же, за счет чего начинается: за счет действия воли. Начать вну¬тренний разговор с самим собой мы вынуждены под давле¬нием тех, кто нас учит. «Когда они учат нас, они задействуют свою волю. И мы задействуем свою в процессе обучения. Обучаясь говорить с самим с собой, мы обучаемся управ¬лять волей. Чтобы прекратить внутренние разговоры, сле¬дует воспользоваться тем же самым способом: приложить к этому волю, выработать соответствующее намерение».
Благодаря внутреннему безмолвию высвобождается сила настройки внутренних эманаций. Магические дейст¬вия притягивают эту силу. Она «цепляется» за края поло¬сы сознания, и «точка сборки» может легко перемещаться поперек нее. При этом на правом краю обнаруживаются видения физической активности, а на левом — духовной. Преодолевая в своем перемещении определенный предел, «точка сборки» способна собирать миры, совершенно от¬личные от известного нам.
Продолжая тему блоков эманации, дон Хуан сооб¬щил, что эманации Орла всегда собраны в пучки, кото¬рые называют большими полосами эманаций. Например, «существует неизмеримо огромный пучок, образующий органические существа. Они обладают особым качеством. Они — пушистые. Они — прозрачны и светят собствен¬ным светом, в них есть некая специфическая энергия. Они сознают и активно движутся. Вот почему все органичес¬кие существа наполнены особенной сжигающей энергией. Другие эманации — темнее и не так пушисты. В некото¬рых вообще нет света и они непрозрачны...»
Все органические существа относятся к одной и той же полосе. Представьте себе широчайшую полосу светя¬щихся волокон. Органические существа — пузыри, возни¬кающие вокруг отдельных групп этих волокон. В пределах этой полосы органической жизни некоторые пузыри фор¬мируются вокруг волокон, проходящих в середине полосы. Другие — ближе к краям. Полоса достаточно широка, что¬бы вместить в себя все виды органических существ. В этих пузырях размещены разные эманации, поэтому и су¬щества разные. Большим полосам эманаций нет числа, но на Земле их сорок восемь. Для «видящего» на Земле присутствует сорок восемь типов организаций, сорок во¬семь блоков или структур. Одной из них является органи¬ческая жизнь. Семь полос производят неорганические пузыри сознания. И существует сорок полос, формирующих пузыри, не обладающие сознанием. Эти пузыри генериру¬ют только организацию.
Орел порождает сознание с помощью трех гигантских пучков эманаций, проходящих сквозь восемь больших по¬лос. Свойством этих пучков является придание себе цвета. Один — бежево-розовый, второй — персиковый и тре¬тий — янтарный. В пределах органической полосы розовый пучок принадлежит преимущественно растениям, персико¬вый — насекомым, а янтарный — человеку и другим жи¬вотным. В пределах янтарного пучка сознания имеется большое количество слабых оттенков, соответствующих различиям в качестве сознания. Самые распространенные: розовато-янтарные и зеленовато-янтарные. Часто встреча¬ются голубовато-янтарные. А вот чисто янтарный цвет — огромная редкость. Оттенок, в конечном счете, определяет¬ся количеством сэкономленной и накопленной энергии.
Далее дон Хуан рассказал, что внутри оболочек неор¬ганических существ, формируемых семью другими поло¬сами сознания, отсутствует движение. Они выглядят как бесформенные резервуары, обладающие очень слабой све¬тимостью. Их оболочки совершенно не похожи на коконы органических существ. Они не обладают упругостью, ка¬чеством наполненности, благодаря которому органические существа напоминают шары, буквально распираемые из¬нутри энергией.
Остальные сорок полос формируют не сознание, а не¬живые энергетические структуры. Их почему-то решили назвать сосудами в отличие от коконов и резервуаров, под которыми понимаются поля энергетического сознания, обладающие независимой светимостью.
Итак, мир в целом образован сорока восемью полоса¬ми. Мир, который наша «точка сборки» предлагает на¬шему нормальному восприятию, составлен двумя поло¬сами. Одна из них — органическая полоса, вторая — по¬лоса, обладающая структурой, но не имеющая сознания. Остальные сорок шесть больших полос не относятся к миру, который мы воспринимаем, находясь в нормаль¬ном своем состоянии.